Кого спалило Минобороны РФ?

Вчера в Минобороны прошел брифинг на тему сбитого Боинга. В частности, были продемонстрированы спутниковые снимки. На одном из них от 17.07.2014 на поле южнее села Зарощенское на Донбассе на поле видны два "Бука" и некая бронемашина.

mil1

На другом, от 18.07.2014, то же поле, техники нет. Снимок не привожу.

Вывод очевиден: на поле приехали Буки, сбили самолет и тут же уехали.

На снимке указаны и координаты: N47 59 00 E38 27 05 (градусы, минуты, секунды). Очень хорошо. Запускаем Google Maps и вбиваем эти координаты. Видим следующее:

zar1

Вот то же самое, но крупнее:

zar2

То же самое поле, что и на снимке Минобороны.

А теперь вопрос: а где находится это самое Зарощенское? Уменьшаем масштаб:

zar3

Наше место - восточнее Донецка и чуть южнее Шахтерска.

А теперь открываем сайт http://liveuamap.com, на котором отмечена зона АТО. Красным квадратиком я пометил место, где находится Зарощенское (за особую точность не ручаюсь).

uamap

Оказывается, наше место - в глубине контролируемой сепаратистами территории. Чтобы туда прошли три тяжелых машины силовиков - трудно представить.

Тогда что же это за техника? И тут вспоминаем, что, по заявлениям украинцев, Буков было завезено три. Где был один из них - известно. А не оставшиеся ли два, выданные сепаратистам напрокат, нам продемонстрировало МО?

И уж до кучи. В том же брифинге вот такая картинка:

buk

Как спецы из Минобороны прочитали тут адрес, решительно не понимаю. Но рекламный плакат (скорее всего, расклеенный во всем регионе) нашелся (спасибо блоггеру avva ):

833B4cS0YOc

Вместо адреса там написано "Национальный автодилер" :)

Кстати, видео, из которого взят этот кадр, разбирали и на сайте http://www.stopfake.org/fejk-ukrainskaya-armiya-transportirovala-zrk-buk-bez-odnoj-rakety-po-podkontrolnoj-territorii/. И нашли там... троллейбусные провода.

Как-то скучно писать, что в Красноармейске троллейбусов нет, а в Краснодоне они есть...

Об одной пропавшей грамоте

В своей статье про немецкие аэрофотоснимки Харькова я упомянул некую найденную статью на данную тему: http://anticomprador.ru/publ/pjatikhatki_kharkov/29-1-0-1051 . Эту статью я охарактеризовал как не заслуживающую подробного разбора. Однако некоторые связанные с ней обстоятельства довольно любопытны.

Но сперва - небольшой экскурс немного в сторону. На тему немецкой аэрофотосъемки Харькова меня навели форумные перепалки с ревностным защитником точки зрения, что на аэрофотоснимках Люфтваффе следов захоронения поляков в харьковском лесопарке (в частности, кольцевой "Черной дороги", вокруг которой расположены могилы) нет.

Приведу небольшую подборку особенно забористых его реплик:

Хочешь повесить поляков на НКВД — изволь найти «Чёрную дорогу».

Вот я тебя и спрашиваю — где «Чёрная дорога»? Разумеется, никаких следов её ты не можешь найти на немецкой аэрофотосъёмке 1941–1943 гг. Совсем не потому что ты такой бестолковый или листва настолько густая (особенно зимой!), а по причине её полного отсутствия в то время.

Ещё раз повторяю — попытайтесь найти следы «новой» «Чёрной дороги» на документальных кадрах 1941 года - впрочем, можно и не пытаться, потому что их там не должно быть по определению.

Никакой «чёрной дороги» до 15 августа 1943 года не существовало.
Физически.
И все те демократические басни о водилах, которые слышали от других рано поседевших водил жуткие истории о поездках с полными кузовами поляков на «чёрную дорогу» в Лесопарк, полное фуфло.

Повторяю, фантазёры перемудрили с довоенной «Чёрной дорогой», с её кольцом на месте массовых захоронений. Этот факт топит всю фальсификацию оптом.

Передавай привет твоим любимым ляхам — их и сейчас поимели немцы.

...немецкая аэрофотосъёмка спускает всю эту фальшивку в унитаз.


После демонстрации фрагментов немецких фотокадров 41-43 гг. с явственно различимой "Черной дорогой" оппонент, похоже, испытал когнитивный шок. Во всяком случае, с форумов он полностью исчез.

Вернемся к статье.  (Думаю, именно из нее мой оппонент и вынес свои убеждения в данном вопросе.)  Я обнаружил ее в самом начале поисков материалов по данной теме. Все-таки скажу несколько слов по ее сути. Ее автор пытался найти захоронения на найденной в интернете цифровой копии немецкого аэрофотоснимка № 053 из серии 11-673 от 24 сентября 1941 года - того самого, что использовал и я. Но если в моем распоряжении был скан размером примерно 28000х28000 пикселей, то автор располагал только изображением 2500х2500 пикселей - с разрешением примерно в 11 раз хуже.

Вот как выглядит "Черная дорога" на использованном мной снимке (в исходном разрешении):

11-673 - Nr  053 - 2400dpi

А вот что будет, если разрешение уменьшить в 11 раз (я взял фрагмент исходного снимка гораздо больший, чем предыдущий):

zdrager

Что мы видим на этой интересной картинке? Да ничего. При столь малом разрешении контуры "Черной дороги", не слишком контрастные, просто исчезают. Так что попытка установить наличие захоронений на основании исходного материала такого качества - сродни попытке найти на карте с пачки "Беломора" Ленинград или Горький (использую названия того времени, когда "Беломор" был одной из основных марок папирос).

Но самое занятное - в другом. Статья находится на сервере anticomprador.ru, однако в ее конце указано, что она заимствована со страницы http://zdrager.livejournal.com/7842.html . zdrager (Павел Куликов) - личность известная, в его "Живом журнале" полно статей на тему Катыни, Медного и т.п. - очень похожих по стилю, так что особых сомнений в его авторстве нет. Но если нажать на ссылку, то все, что мы видим - "Страница не найдена".

А дело простое: летом 2011 года zdrager скачал-таки у Сергея Зенкова фотоснимки в высоком разрешении, о чем честно написал на форуме http://katyn.editboard.com/t1193p60-topic :

"Один добрый человек раздобыл более качественный снимок 41 года, этот та же картинка, что мы имеем, только с большим разрешением
...

Файл большой, 18 М

Потом переделаю картинки в моем ЖЖ, сделаю новые наложения на основе этой фотографии, будет более убедительно."


Через неделю появилось новое сообщение от zdrager'а:

"Должен признать, что в связи с вновь открывшимися обстоятельствами (новыми картинками) мой текст про Пятихатки представляется неполным и неточным.

Как его исправить, я пока не решил, но решил удалить выложенный текст, чтобы не приводить в заблуждение читателей.

Так что извините, кого я ввел в заблуждение, я сам ошибался, а не ошибается вы сами знаете кто. Зато при обсуждении мы получили кое-какие новые интересные материалы, и самое интересное еще впереди."


События этой недели несложно реконструировать. Zdrager исследовал снимок высокого разрешения, увидел, что с наложениями на основе этой фотографии его статья будет выглядеть вовсе не более убедительно, а совсем напротив, и принял самое простое в данных обстоятельствах решение: полностью похерить статью. Действительно, кому охота выглядеть дураком и попадать в тот переплет, что и мой форумный оппонент, которого я вспоминал в начале статьи? И если бы не почитатель zdrager'ского таланта с "Антикомпрадора", то его нетленка была бы потеряна для истории.

Морализировать о нравах опровергателей (их девизе "если факты противоречат моей теории - тем хуже для фактов" и их милой привычке заметать под ковер то, что их не устраивает) не буду. Все и так ясно.

Почему в Катыни не использовали пистолеты ТТ?

Вопрос из заголовка постоянно задается в связи с катынскими расстрелами.
 
А разгадка достаточно проста и описана в книге А.А.Потапова "Боевое стрелковое наставление: от нагана до АПС", издательство "ГРАНД ФАИР", 2005 г.


bsn


Вот что пишет автор про ТТ:

bsn201
bsn202
bsn203
bsn204
bsn205
bsn206



И оттуда же - про "Вальтер":

bsn252
bsn253
bsn254
bsn255
bsn256
bsn258

Сравнение достаточно красноречиво.

"Харьковская Катынь" и немецкая аэрофотосъемка

...Честно говоря, не думал, что когда-нибудь снова возьмусь за катынскую тему. Но не так давно на одном из форумов, где я лениво переругивался с поклонниками верования "АНБНЛ" ("Американцев не было на Луне"), один из оппонентов припомнил мне мой катынский сайт. Надо сказать, что он не ограничился стандартными обвинениями в пособничестве фашистской пропаганде, а высказал некий конструктив: немецкая-де аэрофотосъемка начисто опровергает наличие захоронений на месте мемориала в харьковском лесопарке до войны. Утверждение меня заинтересовало, и я провел исследование на эту тему. Результатами его я сам был несколько удивлен. Но обо всем по порядку.

Истоки "сенсации"

Мой оппонент, видимо, прочитал статью вроде этой: http://anticomprador.ru/publ/pjatikhatki_kharkov/29-1-0-1051 (и принял ее всерьез). Статья не заслуживает подробного разбора (невзирая на помещение ее в раздел "Умные и интересные статьи"), но кое-что ценное в ней имеется, а именно пересказ польских материалов. Ниже я им частично воспользуюсь (сам я польским, увы, не владею). Собственно же "исследование" лишь иллюстрирует неумение автора статьи работать с графической информацией. Неудивительно, что результат этого "исследования" - отрицательный. Впрочем, заключительные слова автора "В Пятихатках находится один из множества на территории СНГ липовых мемориалов "жертв сталинских репрессий"" наводят на мысль о том, что отрицательный результат предполагался им заранее.

Немного хронологии

Апрель-май 1940 г. - расстрелы в харьковской тюрьме содержавшихся в Старобельском лагере польских офицеров и захоронение их в лесопарке вблизи Пятихаток.

24 октября 1941 г. - захват Харькова фашистскими войсками.

16 февраля 1943 г. советские войска выбивают фашистов из Харькова, но 10 марта вынуждены отступить из города.

23 августа 1943 г. - окончательное освобождение Харькова от фашистов.

О немецкой аэрофотосъемке

Немцы регулярно проводили разведывательную аэрофотосъемку советской территории. После войны множество фотопленок попало к американцам и сейчас хранятся в американских архивах. Многие снимки оцифрованы и доступны по запросам. Сергей Зенков собрал большую коллекцию отсканированных (с разрешением 2400 и 1200 dpi) кадров немецкой фоторазведки со снимками Харькова, которой любезно поделился со всеми желающими. На большинстве снимков виден район Пятихаток. Отдельными снимками из его коллекции я и воспользуюсь.

Где ищем?

Мемориал в Харьковском лесопарке хорошо виден на снимках из космоса в maps.yandex.ru и maps.google.com. Это позволяет измерить опорные расстояния, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Местность, где находятся захоронения, достаточно характерна. Вдоль Белгородского шоссе в 150 метрах от него идет параллельная дорога, соединенная с шоссе двумя короткими перпендикулярными дорогами. Мемориал находится в 300 метрах от южной из этих дорог и в 150 метрах от шоссе (примерное положение показано красной точкой).

airphoto


Ниже показаны опорные размеры, которыми я пользовался.


distances1


Что ищем?

В 90-х гг. прошлого века польские исследователи тщательно исследовали захоронения в Пятихатках и составили их подробный план. Этот план опубликован в брошюре http://ipn.gov.pl/__data/assets/pdf_file/0018/61263/1-24725.pdf , стр. 37.

plan

Перевод подписей (заимствован из вышеупомянутой статьи):
1. Существующая кладбищенская аллея.
2. Остатки "черной дороги" 1940 г.
3. Существующие границы кладбища.
4. Граница кладбища 1940 года.
5. Узлы сетки позиционирования.
6. Вторичные могилы после эксгумации в 1991 г.
7. Границы исследовательских раскопов.
8. Деревянный крест.
9. Нумерация могил (1994-96)
10. Нумерация раскопов.
11. Польские могилы, эксгумированные в 1991 году.
12. Караульное помещение.
13. Польские могилы.
14. Советские могилы.

Во-первых, определим масштаб изображения. Масштабная линейка в 25 м имеет в длину 143 пикселя, что дает 0,175 м/пиксель.

Теперь поработаем над этой картинкой, чтобы облегчить ее наложение на аэрофотоснимки. Во-первых, развернем ее так, чтобы сторона забора, параллельная Белгородскому шоссе, была бы горизонтальной. Уберем поясняющие надписи, современные границы кладбища и узлы сетки позиционирования. Проведем горизонтальную линию на 150 метров (в масштабе рисунка, разумеется - т.е. на 857 пикселей) ниже участка захоронений и вертикальную - на 300 метров (1714 пикселей) левее. Этот угол будем накладывать на Белгородское шоссе и ближнюю поперечную дорогу, при этом изображение захоронений должно оказаться неподалеку от соответствующего участка местности. (Точного совпадения ожидать не следует, т.к. непонятно, от какой именно точки плана следует отсчитывать указанные расстояния. Данное построение нужно для быстрого попадания в окрестность, а в первую очередь - для поворота плана на нужный угол, ориентируясь на Белгородское шоссе, чтобы план имел правильную угловую ориентацию.)

Разумеется, перед наложением следует отмасштабировать изображение так, чтобы оно имело столько же метров на пиксель, сколько и используемый снимок.

Последнее, что мы делаем: манипуляциями с уровнями превращаем черный цвет в красный, затем выделяем белые области и вырезаем их. Шаблон для наложения на аэрофотоснимки готов. Вот он:

plan0175


Первый снимок: серия 11-673, № 053

Загружаем в графический редактор снимок № 053 из серии 11-673. Снимок этот был сделан 24 сентября 1941 года - ровно за месяц до вторжения немцев в Харьков. Вот этот снимок целиком (разумеется, сильно уменьшенный). К слову, размеры полного снимка - примерно 28000x28000 пикселей, т.е. почти 800 мегапикселей, и файл в формате tiff имеет размер около 400 Мбайт.

11-673 - Nr  053 - 2400dpi

Красным кружком выделена интересующая нас часть снимка:

11-673 - Nr  053 - 2400dpic

Определяем масштаб изображения: 0,31 метра/пиксель. Уменьшаем наш шаблон в 0,31/0,175=1,77 раза.

Делаем кроп нужной нам части аэрофотоснимка. Для повышения контраста включаем инструмент "Уровни" и отсекаем вернюю и нижнюю части неиспользуемого диапазона яркостей. Изменяем режим изображения на RGB и накладываем на него наш отмасштабированный прозрачный шаблон. Поворачиваем его так, чтобы длинная сторона угла стала параллельна Белгородскому шоссе, и перемещаем слой до наложения угла на Белгородское шоссе и ближнюю поперечную дорогу.

Не очень далеко от плана захоронения в лесу довольно отчетливо просматривается прямоугольная структура. Перемещаем план так, чтобы он точно лег на нее.

11-673 - Nr  053 - 2400dpib

Видно, что с положением угла мы немного просчитались (иного ожидать и не следовало). Однако "Черная дорога" на плане точно соответствует узкой темной полосе в лесу. Более того, на аэрофотоснимке заметна и часть просеки для забора (в нижней части его левой стороны), и контуры самой большой могилы.

11-673 - Nr  053 - 2400dpi

Итак, вывод первый: за месяц до прихода фашистов в Харьков "Черная дорога" в Харьковском лесопарке существовала, и ее очертания на аэрофотоснимке точно совпадают с польским планом захоронений.

Второй снимок: серия 11-681, № 160

Данный снимок был сделан 15 августа 1943 года, за неделю до окончательного освобождения Харькова.

Последовательность операций та же самая, поэтому не буду на них останавливаться, подробно. Скажу лишь, что я уменьшил исходное разрешение вдвое, т.к. снимок очень крупномасштабный, и не стал слишком агрессивно поднимать контрастность. Перейду к результатам.

11-681 - Nr 160 - 2400dpi


За два года деревья подросли, и "Черная дорога" хорошо просматривается лишь в южной части. В северной она лишь угадывается.

Третий снимок: серия 11-675, № 126

Снимок сделан весной, точнее - 11 марта 1943 года, на следующий день после оставления Харькова нашими войсками.

Опять сразу перейду к результату, отметив, что и у этого снимка разрешение уменьшено вдвое по сравнению с оригиналом.

11-675 - Nr 126 - 2400dpi

Снег еще не полностью сошел, однако "Черная дорога" просматривается, видны также контуры самой большой могилы.

Четвертый снимок: серия GX-536-SK, № 319

Этот снимок преподнес неожиданный сюрприз. Он был сделан 8 июня 1944 года, почти год спустя после освобождения Харькова.

На месте "Черной дороги" и окружающих ее могил -  светлый прямоугольник нечетких очертаний с темным островком внутри.

GX-536-SK - Nr 319 - 2400dpi

Что это? Вырубленные деревья над могилами или их массовая гибель от химикатов, которыми пересыпали трупы при захоронении? Вряд ли второе: год назад деревья над могилами не были заметно светлее других деревьев.

Если же деревья вырублены - встает вопрос, кем и с какой целью это было сделано. Скорее всего, фашисты к этому непричастны: за неделю до оставления ими Харькова ничего подобного на этом месте не наблюдалось. Возможно, достоверного ответа на этот вопрос мы не узнаем.

О методике данной работы

К отсканированным фотоснимкам немецкой фоторазведки применялись лишь операции кадрирования, увеличения контраста с помощью инструмента "Уровни" и (в двух оговоренных случаях) уменьшение их разрешения вдвое.

К контурам польского плана  применялись лишь операции масштабирования и поворота.

Из сказанного следует, что никаких попыток компенсации возможных перспективных искажений не предпринималось. Однако неплохое совпадение контуров плана с деталями местности позволяет заключить, что такие искажения, скорее всего, достаточно малы.

Выводы

"Черная дорога" в харьковском лесопарке существовала до захвата Харькова фашистами.

За время немецкой оккупации Харькова на месте захоронений видимых следов активности нет, хотя неподалеку за два года начисто вырублены довольно большие лесные площади.

После освобождения Харькова на месте захоронений произошли резкие изменения: гибель деревьев над могилами или, что более вероятно, их вырубка.

Данные выводы являются предварительными, т.к. я не являюсь специалистом по аэрофотосъемке и фотограмметрии. Считаю, что материалы немецкой фоторазведки заслуживают изучения квалифицированными экспертами в указанных областях, которые могут извлечь гораздо больше информации из рассмотренных мною снимков, а также исследовать и другие снимки (всего в коллекции Сергея Зенкова их свыше двух десятков, и скорее всего в архивах есть и другие фотографии данного места).

Благодарности

Автор выражает искреннюю благодарность:

- Сергею Зенкову за предоставленые фотоснимки немецкой воздушной разведки в высоком разрешении, а также ценное обсуждение;
- создателям свободного кроссплатформенного редактора GIMP;
- а также интернет-анониму, дискуссия с которым помогла мне обратить внимание на вопрос, ставший предметом данной статьи.

Ю.Красильников,
январь 2014 г.